?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

НЛО, Матрица и глюки

Согласно Н. Бострому (Ник Бостром. Доказательство Симуляции. http://www.proza.ru/2009/03/09/639), вероятность того, что мы живём в полностью симулированном мире, достаточно велика. То есть наш мир может быть полностью смоделирован на компьютере некой сверхцивилизацией. Это позволяет авторам симуляции создавать любые образы в ней, с непостижимыми для нас целями. Кроме того, если уровень контроля в симуляции мал, то в ней будут накапливаться ошибки, как при работе компьютера, и возникать сбои и глюки, которые можно заметить. Люди в чёрном превращаются в агентов Смитов, которые стирают следы глюков. Или некоторые жители симуляции могут получить доступ к неким незапротоколированным возможностям. Это объяснение позволяет объяснить любой возможный набор чудес, но оно не объясняет ничего конкретного – почему мы наблюдаем именно такие проявления, а не, скажем, летающих вверх тормашками розовых слонов. Основной риск состоит в том, что симуляция может быть использована для тестирования крайних условий работы системы, то есть в катастрофических режимах, а так же то, что симуляцию просто выключат, если она станет слишком сложной или завершит свою функцию.
Основной вопрос здесь – степени контроля в Матрице. Если речь идет о Матрице под очень жёстким контролем, то вероятность незапланированных глюков в ней невелика. Если же Матрица просто запущена, а потом предоставлена на произвол судьбы, то глюки в ней будут накапливаться, как накапливаются глюки при работе операционной системы, по мере ее работы и по мере добавления новых программ.
Первый вариант реализуется, если авторы Матрицы заинтересованы во всех подробностях происходящих в Матрице событий. В этом случае они будут жёстко отслеживать все глюки и тщательно их стирать. Если же они заинтересованы только в конечном результате работы Матрицы или одном из ее аспектов, то их контроль будет менее жёстким. Например, когда человек запускает шахматную программу и уходит на весь день, его интересует только результат работы программы, но не подробности. При этом в ходе работы шахматной программы она может обсчитать множество виртуальных партий, иначе говоря, виртуальных миров. Иначе говоря, авторы здесь заинтересованы в статистическом результате работы очень многих симуляций, и подробности работы одной симуляции их волнуют только в той мере, в какой глюки не влияют на конечный результат. А в любой сложной информационной системе какое-то количество глюков накапливается, и по мере роста сложности системы сложность их удаления экспоненциально растёт. Поэтому проще мириться с присутствием неких глюков, чем удалять их на корню.
Далее, очевидно, что множество слабоконтролируемых систем гораздо больше множества жёстко контролируемых, поскольку слабоконтролируемые системы запускаются в больших количествах, когда их можно произвести ОЧЕНЬ дёшево. Например, множество виртуальных шахматных партий гораздо больше партий реальных гроссмейстеров, а множество домашних операционных систем гораздо больше множества правительственных суперкомпьютеров.
Таким образом, глюки в Матрице допустимы, пока они не влияют на общий ход работы системы. Точно также и в реальности, если у меня шрифт в браузере стал отображаться другим цветом, то я не буду перезагружать весь компьютер или сносить операционную систему. Но то же самое мы видим в исследовании НЛО и других аномальных явлений! Существует некий порог, выше которого ни сами явления, ни их общественный резонанс прыгнуть не могут. Как только некие явления начинают подбираться к этому порогу, они или исчезают, или появляются люди в чёрном, или выясняется, что это была мистификация, или кто-то погибает.
Отметим, что есть два вида симуляций – полные симуляции всего мира и я-симуляции. В последних симулируется жизненный опыт только одного человека (или небольшой группы людей). В я-симуляции вероятнее обнаружить себя в интересной роли, тогда как в полной симуляции 70 процентов героев являются крестьянами. Из соображений наблюдательной селекции я-симуляции должны быть гораздо более часты – хотя это соображение нуждается в дальнейшем осмыслении. Но в я-симуляциях тема НЛО должна быть уже заложена, как и вся предыстория мира. И она может быть заложена нарочно – чтобы исследовать, как я буду обращаться с этой темой.
Далее, в любой информационной системе рано или поздно заводятся вирусы – то есть паразитические информационные единицы, нацеленные на саморепликацию. Такие единицы могут возникать и в Матрице (и в коллективном бессознательном), и против них должна работать встроенная антивирусная программа. Однако по опыту пользования компьютерами и по опыту биологических систем мы знаем, что проще мириться с наличием безвредных вирусов, чем травить их до последнего. Тем более, что полное уничтожение вирусов часто требует сноса системы.
Таким образом, можно предположить, что НЛО – это вирусы, использующие глюки в Матрице. Это объясняет абсурдность их поведения, так как их интеллект ограничен, а также их паразитирование на людях – так как каждому человеку выделено в Матрице определённое количество вычислительных ресурсов, которые можно использовать. Можно предположить, что некоторые люди воспользовались глюками в Матрице, чтобы достичь своих целей, в том числе бессмертия, но тоже самое сделали существа из других вычислительных сред, например, симуляций принципиально иных миров, которые затем проникли в наш мир.
Ещё один вопрос – каков уровень глубины симуляции, в которой мы, скорее всего, находимся. Можно симулировать мир с точностью до атома, но это потребовало бы колоссальных вычислительных ресурсов. Другой крайний пример – шутер от первого лица. В нём трёхмерное изображение местности рисуется по мере надобности, когда главный герой подходит к новому месту, на основании общего плана местности и неких общих принципов. Либо используются заготовки для некоторых мест, а точная прорисовка других мест игнорируется (как в фильме «13 этаж»). Очевидно, чем точнее и подробнее симуляция, тем реже в ней будут глюки. С другой стороны, симуляции, сделанные «наспех», будет содержать гораздо больше глюков, но при этом потреблять неизмеримо меньше вычислительных ресурсов. Иначе говоря, с одинаковыми расходами можно было бы сделать или одну очень точную симуляцию, или миллион приблизительных. Далее, мы предполагаем, что в отношении симуляций действует тот же принцип, что и в отношении других вещей: а именно, что чем дешевле вещь, тем чаще она встречается (то есть в мире больше стекляшек, чем бриллиантов, больше метеоритов, чем астероидов и т. д.) Таким образом, мы, скорее, находимся внутри дешёвой упрощённой симуляции, а не внутри сложной сверхточной симуляции. На это можно возразить, что в будущем будут доступны неограниченные вычислительные ресурсы, и поэтому любой актор будет делать достаточно подробные симуляции. Однако здесь вступает в действие эффект симуляций-матрёшек. А именно, продвинутая симуляция может создавать свои собственные симуляции, назовём их симуляциями второго уровня. Допустим, продвинутая симуляция мира середины 21 века (созданная, положим, в реальном 23 веке) может создать миллиарды симуляций мира начала 21 века. При этом она будет пользоваться компьютерами середины 21 века, которые будут более ограничены в вычислительных ресурсах, чем компьютеры 23 века. (А также реальный 23 век будет экономить на точности подсимуляций, так как они ему не важны.) Поэтому все миллиард симуляций начала 21 века, которые она создаст, будут весьма экономными по вычислительным ресурсам. В силу этого число примитивных симуляций, а также симуляций, более ранних в отношении симулируемого времени, будет в миллиард раз больше, чем число более подробных и поздних симуляций, и, следовательно, произвольный наблюдатель имеет в миллиард раз большие шансы обнаружить себя в более ранней (во всяком случае, до появления сверхкомпьютеров, способных к созданию собственных симуляций) и более дешёвой и более глючной симуляции. А согласно принципу self-sampling assumption каждый должен рассматривать самого себя как случайного представителя множества подобных себе существ, если он хочет получить наиболее точные вероятностные оценки. Таким образом, мы имеем гораздо большие шансы а) оказаться в самой дешёвой симуляции б) оказаться до того момента времени, когда появятся сверхкомпьютеры, способные к созданию симуляций (так и есть) в) оказаться в я-симуляции г) оказаться на дне цепочки из вложенных симуляций, то есть симуляции N уровня, где N максимально д) оказаться в симуляции со значительным уровнем глюков.
Другой вариант состоит в том, что НЛО нарочно запускаются в Матрицу, чтобы дурачить живущих в ней людей и смотреть, как они будут на это реагировать. Поскольку большинство симуляций, как я думаю, предназначены для симулирования мира в неких особенных, крайних условиях.
Всё же эта гипотеза не объясняет всего множества конкретных проявлений НЛО.
Риск здесь состоит в том, что если наша симуляция будет перегружена глюками, то хозяева симуляции могут решить ее перезагрузить.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
evil_gryphon
Aug. 5th, 2009 09:28 pm (UTC)
Начать с того что внутри симуляции нельзя узнать каковы свойства вселенной (физические законы и даже количество измерений) снаружи симуляции. Так, моксимально возможная (определяемая физическими свойствами вселенной) мощность компьютеров во внешней вселенной может/должна быть на много порядков больше.
turchin
Aug. 5th, 2009 09:36 pm (UTC)
гм. а никто и не пытается узнать свойств вселенной снаружи симуляции. за исключением того факта, что ее законы позволяют создавать компьюетры.

максимальная мощность компьютеров в реальной вселенной тоже роли не играет. А именно: допустим она позволяет создать 1000 симуляций первого уровня, каждая их которых создаёт миллион симуляций второго уровня, и каждая из которых создаёт миллион симуляций третьего уровня. тогда мы имеем тысячу миллиардов симуляций третьего уровня против всего миллиона второго и скорее всего находимся именно в ней.

то есть сколько бы ни было уровней, мы находимся в самом нижнем - максимальная мощность компьютеров ограничивает только количество вложений в матрёшке.
achetas
Aug. 6th, 2009 05:48 am (UTC)
уже явно пора перезагружать
turchin
Aug. 6th, 2009 08:33 am (UTC)
больно глючно всё?
achetas
Aug. 6th, 2009 08:35 am (UTC)
да не то слово
mitrichu
Aug. 7th, 2009 03:57 am (UTC)
Очень интересно. Спасибо.
Перевод и особенно комментарии к нему так же понравились.
turchin
Aug. 7th, 2009 09:32 am (UTC)
спасибо
mitrichu
Aug. 7th, 2009 09:44 am (UTC)
А как Вы относитесь к словам Бехтеревой о том, что мозг - не компьютер, а телевизор?
turchin
Aug. 7th, 2009 10:09 am (UTC)
с осторожностью.
mitrichu
Aug. 7th, 2009 11:37 am (UTC)
Очень всё-таки было бы любопытно посмотреть на ИИ.
Что-то я сомневаюсь:
с конца 50-х обещают через 20 лет.
kunshtuk
Aug. 13th, 2009 03:48 am (UTC)
для того, чтобы познать систему сложности N -
нужна система сложности N+1,
а так, конешно, можно строить сколько угодно гипотез...

alexkrol
Aug. 21st, 2009 12:58 pm (UTC)
В целом согласен с последним автором. Теория не может объяснить саму себя, нужна мета теория. Что касается симулиции, то это одна из возможных интерпритаций, я бы даже сказал спекуяций на тему того, что человек воспринимает не мир, а картину мира, порождаемую его сознанием, причем сама способность порождать картину определенного типа также является порождаемым феноменом. Это всем известно и никому не интересно. Соответственно строить спекулятивные гипотизы на основе допущений - дело мало благодрное, если только не задасться целью создать новую религию. Вопрос в том, что воспритие человека системно ограничено не вызывает ни у кого сомнения. Вопрос о том, что все попытки создать адекватную онтологическую картинку мира, имея в активе системно оганиченное восприятие - нереальны - тоже не вызывают сомнений даже у учащихся ПТУ. Практически ценные усилия могут лежать только в одном направлении - как 1) изменить уровень восприятия, а точнее уровень и механизм генерации картины мира и 2) сделать этот процесс устойчивым и 3) при этом не стать шизофреником. Над этой темой работают многие шустрые ребята с отдаленных времен, включая все сакральные разделы мировых и локальных традиций. Об этом рассуждают все мистики и прочие. Но статистически значимых результатов, тем более работающих теорий как-то не просматривается. Тонны качественных и по своему увлекательных эссе в стиле трансперсональной психологии не рассматриваются.
matchgirl_ru
Dec. 10th, 2009 03:55 am (UTC)
А про меня сказку написали. Я была на Альдебаране!!!
( 13 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner